Персональный сайт

учителя - логопеда

Агопян Эммы Сантриковны

 

В каких случаях необходимо обратиться к логопеду

     Назад к оглавлению  

 

У детей самого разного возраста наблюдаются различные нарушения звукопроизношения, нарушения грамматики, синтеза и т.д. Наиболее распространенным нарушением является нарушение звукопроизношения. Иногда это проходит с возрастом, а в некоторых случаях это является составным более сложных нарушениях.

Но, даже самое просто нарушение звукопроизношение нельзя считать безобидным дефектом, так как оно может повлечь за собой серьезные негативные последствия для развития ребенка в целом.

Нарушенное звукопроизношение затрудняет у школьников обучение русскому языку, чтению (дисграфия, аграфия, дислексия, алексия). Нарушение чтения и письма также приводят к неуспеваемости ребенка по другим предметам в школе. Так же усложняется и коммуникативная деятельность ребенка.

Итак, стоит ли обращаться к логопеду, вы можете определить сами:

 

1. Вашему ребенку 2 года или даже больше, но он не говорит, тогда Вам необходимо самостоятельно (перед обращением к специалисту) провести ряд тестов:

Определение  понимания значения слов  - существительных, прилагательных, глаголов.

  • Необходимо выяснить, знает ли ребенок названия окружающих его предметов. Для этого взрослый должен внятно произнести название предмета, который находится в зоне видимости ребенка, без жестов и взгляда на тот предмет: «Где мячик?» Ребенок должен показать, принести, отыскать глазами этот предмет.

  • Далее необходимо понять, понимает ли ребенок значение прилагательных, обозначающих цвет (натуральные цвета: красный, зеленый, желтый, синий), величину предметов. Выложите перед ребенком два одинаковых предмета, только различных по цвету и размеру, или нарисуйте (круги, квадраты, либо разные матрешки). Сначала сами расскажите ребенку: «Это большой круг, а это маленький», «Это красный квадрат, а это зеленый». Только потом задавайте вопросы малышу: «Где большой кружок?», «Где маленькая матрешка?», «Где красный квадрат?» и т.д.

  • Затем необходимо выяснить, понимает ли ребенок значение глаголов обозначающих простые действия или положения предметов (бежит, лежит, скачет, едет, стоит и т.д.). Разложите перед малышом простые картинки, например, мальчик стоит, девочка лежит, картинки без сюжета. Сначала сами рассказываете ребенку, что на них изображено, можете даже показать на себе: вы стоите, вы лежите, вы сидите и т.д. А затем спрашиваете у ребенка: «Где мальчик стоит?», «Где девочка лежит?» и т.д.

 

Понимание простых предлогов: на, в, под, за.

  • Поиграйте с ребенком в «прятки». Спрячьте предмет и расскажите, где он находится. Только сначала, вы вместе с ребенком идите искать этот предмет: «Твоя машинка спряталась за телевизор», «Твой кубик в коробке», «Мячик укатился под диван». А затем вы просто говорите, где спрятан предмет, и просите принести этот предмет вам: «Твоя машинка спряталась за телевизор, принеси ее мне». При этом все предлоги выделяйте голосом.

Различие единственного и множественного числа существительных.

  • Подготовьте для этого задания одинаковые игрушки (машинки, кубики, мячики ит.п.). Разложите игрушки по коробочкам, сначала вы берете коробку с одной машинкой и рассказываете, что вы взяли: «Это машинка»; берете другую коробку: «Это машинки» голосом обязательно выделяйте окончания. Затем просите: «Где машинка?», «Где мячики?» и т.д. голосом также выделяйте окончания.

Состояние физического слуха.

  • В тот момент, когда ребенок занят, отвлечен своей игрой, тихонько войдите в комнату и шепотом позовите малыша: «Саша…!», если малыш не услышал вас, позовите чуть громче: «Саша…!», если после этого не услышал вас ребенок, скажите его имя громко. 

  • В обычной для ребенка обстановке, хлопните в ладоши, и посмотрите, как отреагирует на хлопок малыш: повернулся, не обратил внимание. Так же можно позвонить в колокольчик или привлечь внимание ребенка любым другим не речевым способом (шуршание бумагой, использовать шумящие, звенящие игрушки).

Если вы заметили, что привлечь внимание ребенка можно только громкими звуками, стоит обратиться к специалисту-сурдологу.

Подвижность речевых органов.

Поиграйте с ребенком в сказку про язычок:

  • Открывайте и закрывайте рот, «шлепая» при этом губами.

  • Высовывать изо рта язык и убирать его обратно.

  • Приоткрыть рот, положить широкий, распластанный язык на нижние зубы, удерживать его около 5-6 секунд в таком положении в спокойном состоянии.

  • Губы поочередно то улыбаются в неширокой улыбке, то вытягиваются в трубочку (при выполнении этого задания зубы ребенка должны быть сомкнуты, и движение совершать одними губами, без дополнительного движения подбородком).

  • Надуть щеки, подержать в таком положении 5-6 секунд.

Правила выполнения упражнений:

Упражнения должны выполняться перед зеркалом: вы показываете ребенку движения, он, глядя в зеркало, повторяет его за вами. Каждое движение ребенок может совершить многократно, так как детям этого возраста часто бывает трудно с первого раза выполнить новое двигательное задание. Так же постарайтесь обнаружить те препятствия, которые мешают ребенку совершить требуемое действие.

2. Вашему ребенку 3,5 – 4,5 или даже больше, а ребенок говорит неразборчиво:

  • Необходимо проверить словарь глаголов, существительных, прилагательных и предлогов:

    Словарь глаголов.
    - нужно выяснить, правильно ли ребенок называет хорошо известные ему действия (совершайте или показывайте действия на картинках: «машина едет», «мальчик спит», «девочка спит» и т.п.). При этом задавайте ему вопросы: «машина что делает?», «Мальчик что делает?».
    - необходимо выяснить, правильно ли ребенок называет действия, присущие тем или иным объектам. Примерные вопросы: «Самолет что делает?», «Машина что делает?» и т.д.

    Словарь существительных.
    - необходимо выяснить, правильно ли ребенок называет известные ему предметы: стол, стул, кресло, тарелка, ложка и т.п. Показывайте сам предмет или картинку с его изображением, добивайтесь ответа от малыша.
    - выяснить, правильно ли ребенок называет детенышей животных: показываете картину или игрушку животных с их детенышами: «Кто у кошки детки?» (котенок), «Кто у собачки детки?» (щенята) и т.д.

    Словарь прилагательных.
    - правильно ли ребенок называет основные (естественные цвета: белый, желтый, красный, синий, зеленый, черный коричневый). «Каким цветом бывает солнышко?», «Каким цветом травка?», обязательно должно быть изображение предмета, про который вы спрашиваете ребенка.
    - необходимо выяснить, правильно ли ребенок называет размер предметов: большой, длинный, широкий, маленький, толстый и т.д. («Папа у нас какой?» (большой), «Котята какие? (маленькие) и т.д.)

    Словарь предлогов.
    - правильно ли ребенок употребляет предлоги. Вы даете инструкцию ребенку: «Положи кубик на стол», «Положи машинку в ящик» и т.д., со всеми предлогами: в, за, под, на, над, возле, перед.

  • Грамотность речи
    Так как речь ребенка неразборчива, то уловить на слух грамотность речи достаточно трудно, поэтому необходимо посредством заданий выяснить правильность речи ребенка:
    - множественное число существительных: перед ребенком раскладываете картинки, где нарисованы одна рука, на другой картинке две руки и говорите: «Это одна руки (картинка с одной рукой), а это две …» (ребенок заканчивает предложение).
    - уменьшительная форма существительных. Поиграйте с ребенком в игру «Большой - маленький»: «У меня большие уши, а у тебя маленькие …» (ушки), «У папы большие глаза, а у тебя маленькие …» (глазки) и т.д.
    - женский род глагола прошедшего времени. Примерные задания: «Мальчик пришел домой, как мы скажем то же самое про девочку? Она …» (пришла), «Пес убежал из дома. Как сказать то же самое про кошку? Она …» (убежала).
    - множественное число прилагательных. Показываете ребенку картинку, и спрашиваете: «Цветок красный, а цветы какие?» (красные), «Машина зеленая, а машины?» (зеленые).

  • Фразовая речь
    К 3,5 – 4,5 годам ребенок должен уметь составлять предложения, состоящие из четырех слов с предлогом.
    - ребенок должен закончить по картинке начатое вами предложение, например: «Мальчик едет на велосипеде», при этом вы называете только первое слово предложения.
    - дополнение ребенком вашего короткого предложения по картинке, например: «Мальчик едет» (Мальчик едет на велосипеде). В дальнейшем пусть ребенок ищет другие варианты дополнения: Мальчик едет по дороге, Мальчик едет домой. При этом вы можете задавать наводящие вопросы: куда мальчик едет? на чем мальчик едет?

  • Понимание речи
    - задавайте ребенку инструкции: «Сходи в кухню и принеси со стола синюю кружку», «Сходи в коридор и возьми из ящика красный карандаш и отдай его папе» и т.п.

  • Соблюдение рисунка слова
    Соблюдение в слове порядка слогов и звуков называется рисунком или структурой слова. Ребенок может менять местами в словах звуки и слоги, недоговаривать окончания. Одно и то же слово каждый раз может искажаться совершенно по-разному: фираль, ферваль, вираль – февраль. Необходимо выяснить, правильно ли ребенок строит слова с точки зрения полноты и последовательности в них звуков и слогов.
    - ребенок по нескольку раз должен повторять за вами слова, состоящие из 3-4 слогов: машина, экскаватор, милиционер, апельсиновый и т.д.

  • Подвижность речевых органов.
    (Упражнения для проверки подвижности речевых органов, Вы можете найти выше).

3. Ваш ребенок разборчиво говорит, но существуют нарушения звукопроизношения.

  • Необходимо проверить подвижность речевых органов (упражнения описаны выше).

  • Выяснить, нет ли нарушения речевого слуха, возможно что ребенок путает близкие или даже далекие по звучанию звуки. Близким по звучанию считаются следующие звуки:
    - звуки из групп свистящих и шипящих. Ребенок может смешивать между собой следующие пары звуков: [с-ш], [з-ж], [ц-ч].
    - звуки внутри группы свистящих. Ребенок в разных комбинациях может не различать между собой звуки: [с, з, ц], ([с-ц], [с-з], [з-ц]).
    - звуки внутри группы шипящих. Ребенок может не различать между собой звуки [ш-ж], [ш-щ], [щ-ч] и другие комбинации пар шипящих.
    - сонорные звуки. Ребенок может не различать между собой звуки [р-л], [л-й], [р-й].
    - глухие и звонкие парные звуки. Ребенок может путать, пример, звуки [к-г], [т-д], [ф-в] и др.
    - твердые и мягкие парные звуки. Ребенок может смешивать, например, звуки [л-л`], [м-м`], [с-с`] и др.
    Далекими по звучанию считаются звуки, принадлежащие к разным группам, (например, сонорные далеки от шипящих или свистящих звуков). Это значит, что различить на слух звуки в паре [с-р] намного легче, чем в паре [с-ш].
    Упражнения для проверки:
    - хлопни, когда услышишь [л] – один раз и [р] – два раза: б, з, м, л, к, д, р.
    - хлопни, когда услышишь [л] – один раз и [р] – два раза: ба, зы, мо, ку, рэ, ду, ло.

  • Проверьте, возможно, что у ребенка короткая уздечка языка.
    Уздечка языка выглядит как жгутик под языком, соединяющий его нижнюю поверхность с дном ротовой полости. При ее недостаточной длине ребенок не может правильно произносить звуки, требующие подъема языка (шипящие и [р]).
    Упражнения для проверки уздечки:
     Попросите ребенка открыть рот, как при произнесении звука [э] и попросите поднять язык к альвеолам (бугоркам за верхними передними зубами). Ребенок должен достать до них. Уздечка считается укороченной, если язык ребенка до этих мест не дотягивается. Когда ребенок будет тянуть язык вверх, то вы увидите, как подъязычная связка, ограничивая подъем языка, натягивается,  резче обозначается, рельефнее выступает под языком, становится тоньше. Если же у ребенка недостаточная подвижность мышц, вы увидите, как он не справляется именно с мышцами, например его язык дрожит, дергается, опускается вниз, отклоняется в сторону.

Даже если вы подозреваете, что у вашего ребенка есть хоть какое-нибудь нарушение, то вы должны обратиться к логопеду, но сами диагноз вы не поставите. А данные упражнения помогут вам прийти к логопеду «подготовленными», вы сможете прийти и грамотно обосновать свои подозрения. Но только специалист сможет подтвердить, либо опровергнуть ваши подозрения!

 

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»