Нервно-психические нарушения

 Назад к оглавлению  

 

                                                                                               М.М. Безруких, С.П. Ефимова, М.Г. Князева

                Особая группа детей, у которых с первых дней в школе возникают различные проблемы,— дети с нарушениями нервно-психического здоровья.

Такие дети выделяются уже в детском саду, до школы. Их обычно называют трудными, упрямыми, неуправляемыми.   

               Все поведение такого ребенка основывается на эмоциях. Чрезмерно беспокойные, суетливые, плаксивые, драчливые, они постоянно кричат, сильно возбуждаются, долго не могут успокоиться, при малейшей неудаче обижаются, плачут, пускают в ход кулаки. Родители и воспитатели выбиваются из сил, требуя хорошего поведения, а положительных результатов добиться трудно.

             Встречаются и такие дети, которые проявляют, наоборот, склонность к тормозным реакциям,— застенчивые до пугливости, нерешительные, робкие. Если такие дети не справляются с каким-либо заданием, то объясняют это тем, что оно было очень трудным, или тем, что «дети шумят». Всегда кто-то другой виноват в их неуспехе. В таких случаях ребенок все разбрасывает, отталкивает задание в сторону, отказывается его выполнять, ссылаясь на то, что оно не получается, что «болит голова». Как родители, так и воспитатели в детском саду нередко считают эти особенности поведения избалованностью или «характером», проходящими недостатками детского возраста. В большей мере вызывают беспокойство плохой сон детей, ночное недержание мочи, тики, вредные привычки. Но и в этих случаях родители не торопятся к врачу, воспринимая подобные рекомендации с обидой. Тем не менее именно в этих случаях речь идет о нарушениях нервно-психического здоровья, которые относятся к категории так называемых пограничных расстройств, то есть находящихся на грани нормы и болезни.

           В возрасте 6—7 лет нарушения нервно-психического здоровья встречаются у 15— 20% детей. В подобных случаях родители должны проявить особое внимание и беспокойство еще задолго до поступления ребенка в школу.

 

Все эти нарушения поведения — признаки неблагополучия, сигналы тревоги.


         Нельзя сказать, что родители не обращают внимания на подобное поведение ребенка, но каждый борется (и не в. переносном, а в прямом смысле) с ребенком так, как считает нужным, в соответствии со своими представлениями о необходимых требованиях к поведению. За советом к врачу обращаются очень редко, больше того, рекомендация показать ребенка психоневрологу (нередко об этом просят родителей воспитатели в детском саду, в дальнейшем и учителя в школе) вызывает бурную реакцию протеста, обиду. Родители согласны вести ребенка к любому врачу, но только не к психоневрологу. Чаще всего такая непреклонность вызвана непониманием и страхом: вдруг поставят на учет, узнают знакомые и т. д.

          Короче, честолюбие превыше всего, а страдает ребенок. Даже попав на прием к психоневрологу, родители не торопятся рассказать врачу о своем беспокойстве, о нарушениях поведения ребенка, а наоборот подчеркивают, что «это он сейчас разнервничался». А ведь за несколько минут приема поставить диагноз очень трудно.

        Так где же истоки нервных расстройств у детей? Их много, и еще не известно до конца, какой из вредных факторов оказывает решающее воздействие, скорее всего здесь действует комплекс неблагоприятных факторов. Это могут быть и нарушения в течение беременности (сильный токсикоз, повышение артериального давления, отеки, заболевания, прием различных лекарств, угроза выкидыша), и различные осложнения при родах, и тяжелые или длительные заболевания у ребенка в раннем периоде развития, и черепно-мозговые травмы. А может быть, мама не смогла отказать себе во время беременности в курении или позволяла себе чуть-чуть выпить? Но именно во время беременности закладывается нервная система ребенка, определяется ее развитие. В обычных условиях дошкольной жизни образовавшийся в результате этого дефект деятельности мозга может быть не очень выражен, так как при небольших нагрузках на нервную систему он достаточно хорошо скомпенсирован. Однако вскоре после начала учебы проявляется весь комплекс расстройств: повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, быстрая истощаемость, низкая, неустойчивая работоспособность, сниженная продуктивность занятий. А отсюда — и школьные проблемы.

        Наиболее тяжелыми для растущего организма являются неблагоприятные микросоциальные условия воспитания — конфликтные ситуации в семье, безнадзорность или, наоборот, излишняя опека и, безусловно, алкоголизм старших.

       Многие из отечественных и зарубежных исследователей с тревогой отмечают, что алкоголизм родителей или отягощенная по алкоголизму наследственность является одной из основных причин нервно-психических нарушений у детей, так как в подобных случаях они постоянно находятся в конфликтной атмосфере, безнадзорны, являются свидетелями аморального, асоциального поведения родителей. Самым частым последствием воздействий всех этих неблагоприятных факторов на детский организм является раннее органическое поражение центральной нервной системы, которое и лежит в основе большинства пограничных нервно-психических расстройств.

Условия семейного воспитания, климат семьи, степень социального и психологического благополучия небезразличны для состояния нервной системы ребенка.   

         Однако мы часто об этом забываем, а когда с тревогой замечаем, что малыш стал раздражительным, беспокойным, непослушным, пугливым, ищем какие угодно причины, но только ни в коем случае не обвиняем себя.

        В заключение еще раз вспомним, какие факторы в раннем развитии ребенка могут быть факторами риска и какие нарушения в поведении могут рассматриваться как неблагоприятные:

• неблагоприятное протекание беременности и родов (родовые травмы, асфиксия, стрессовые ситуации у мамы, тяжелые заболевания у мамы в течение беременности);


• нарушения в кормлении, сосании, переваривании пищи;
• крикливость, беспокойство;


• недостаток отклика на звуки или чрезмерная реакция на звуки;


• недостаточность следящих движений глаз;


• задержка в развитии движений (сидение, стояние, ходьба);


• задержка в речевом развитии;


• нарушение сна;


• вялость, неловкость, гиперактивность;


• нарушения в состоянии здоровья.

А теперь сформулируем основные факторы риска в предшкольный период:

 

• неспособность следовать инструкции (ребенок не может сосредоточиться на задании, не понимает, с чего начать и что делать дальше, быстро отвлекается);


• импульсивность, бесконтрольность поведения (преобладание «хочу» над «можно»);


• чрезмерная (бесцельная) двигательная активность (непоседливость, крикливость, настойчивая болтовня);


• нарушение сна (беспокойный сон);


• плохое развитие движений руки (не любит рисовать, лепить, не умеет работать с мелкими деталями);


• общая моторная неловкость;


• нарушение темпа деятельности (очень медленно двигается, говорит, ест и т. д.), плохое чувство ритма, пассивность;


• языковые проблемы (задержка речевого развития, нарушение звукопроизношения, повторы в речи, неровный темп речи и т. п.);


• боязнь новых вещей, людей, новых ситуаций;


• тенденция становиться более раздражительным в окружении незнакомых (взрослых, детей), стремление быть одному, трудность новых контактов;


• нарушение в состоянии здоровья.