Персональный сайт

учителя - логопеда

Агопян Эммы Сантриковны

 

Как растёт ребёнок

 Назад к оглавлению  

 


 


 

 

   М.М. Безруких, С.П. Ефимова, М.Г. Князева

 

 

Вашему ребенку до школы год, два или три? Значит, еще есть время подумать о том, как подготовиться к школе.

Но прежде всего попробуем разобраться в том, какой он — ребенок, поступающий в школу, каковы особенности его физического и психического развития, его здоровье. Давайте вспомним, как проходил он ступеньки роста и что в его развитии может стать факторами риска и вызвать некоторые трудности.

 Уже давно известно, что начало обучения в школе неизбежно влечет за собой резкое изменение всего образа жизни ребенка, его деятельности и предъявляет серьезные требования к физическому и психическому развитию ребенка, а успешность обучения во многом зависит от того, насколько он готов к сложным, новым для него и очень трудным учебным нагрузкам.

 

Организм ребенка, все его органы и системы развиваются и созревают не одновременно, в разном возрасте, и поэтому в каждом отдельном случае, на каждом этапе возрастного развития существуют свои особенности, которые и определяют все многообразие взаимодействия его организма с окружающей средой. Дети 6—7 лет по принятой в физиологии и психологии возрастной периодизации относятся к так называемому периоду первого детства, охватывающему возраст от 4 до 7 лет. Следующий возрастной период по этой классификации— второе детство (8—12 лет — мальчики, 8—11 лет — девочки). Такая периодизация не во всем соответствует существующему в настоящее время в педагогике делению на дошкольников, младших школьников и т. д., отражающему систему воспитания и обучения. Кроме того, эта классификация нестабильна и может изменяться при изменении системы обучения и воспитания. Проблема возрастной периодизации в физиологии тоже окончательно не решена, да, наверно, не столь уж важно, как будет называться или обозначаться тот или иной период. Важнее знать, чем отличается ребенок в данном возрасте, знать те периоды развития организма, когда происходят наиболее существенные изменения, наиболее существенная перестройка, когда организм наиболее уязвим, когда неблагоприятные условия и воздействия внешней среды будут проявляться наиболее резко.

 


       Одним из таких периодов развития ребенка и является возраст от 3 до 6—7 лет.

      Физическое развитие ребенка (основные показатели физического развития — рост, вес) — это то, что наглядно, «на глаз» показывает динамику возрастных изменений. В этот период ребенок растет «не по дням, а по часам». На шестом и седьмом году жизни годичные приросты длины тела составляют 8—10 см, а прибавление массы (веса) тела 2,2— 2,5 кг. Различия между интенсивностью годичных прибавок роста и массы тела у мальчиков и девочек в этом возрасте несущественны.


       Если вы захотите проследить за интенсивностью роста своего ребенка, то учтите, что в течение зимних периодов года дети мало растут и прибавляют в весе, зато летом они так быстро «вытягиваются», что в сентябре их просто не узнать. Сказываются, по-видимому, и увеличение движений, и свежий воздух, и витаминная зелень, и другие факторы. Поэтому измерение роста нужно проводить ровно через год.


В этом же возрасте происходит существенное изменение пропорций тела. Большеголовый и относительно коротконогий человек с большим туловищем превращается к 6—7 годам в пропорционально сложенного мальчика или девочку, у которых за этот период значительно увеличивается длина рук и ног, а соотношение головы к туловищу становится почти таким же, как у взрослых. Это изменение пропорций, соотношения всех частей тела и свидетельствует об определенном этапе созревания организма.

 

    Наряду с изменением пропорций тела в 6—7 лет интенсивно развивается опорно-двигательная система (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура). В этом возрасте каждая из 206 костей скелета значительно изменяется по форме, размерам, внутреннему строению. Нетрудно представить себе, какую нагрузку испытывает несформировавшийся, не завершивший свое строение опорно-двигательный аппарат ребенка при удержании статической позы в течение длительного времени. Становится ясно, почему 6—7-летнему ребенку так трудно долго сидеть в неподвижной позе, понятно, почему долго удерживаемая неправильная поза легко приводит к нарушениям осанки.

        Не закончены в этом возрасте рост, окостенение и формирование костей грудной клетки. Поэтому важно обратить внимание ребенка на недопустимость неправильной позы, когда он сидит, опираясь грудью на край стола. Очень чувствителен к деформирующим воздействиям разного рода позвоночный столб ребенка, а значит, неправильная посадка может достаточно быстро привести к изменениям, которые могут нарушить его рост, сформировать неправильную осанку.

У будущих первоклассников уже хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, правда, в длинных костях рук и ног только начинается окостенение. Дети этого возраста достаточно хорошо овладевают бегом, прыжками, катанием на коньках, ходьбой на лыжах и т. п. Умение и способность ребенка выполнять эти довольно сложные виды движений вовсе не означает, что он так же успешно будет выполнять и тонко координированные движения пальцев, рук.


        У 6—7-летних детей слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, поэтому так часто звучат при длительном рисовании, особенно штриховке, жалобы: «Болит рука», «Рука устала». Так же трудно будет первое время при письме. Письмо очень сложный и трудный процесс не только потому, что не закончено формирование и развитие мышц и костей кисти и пальцев, но и потому, что несовершенна еще нервная регуляция движений.

 

         Несовершенство нервной регуляции движений объясняет недостаточную точность и быстроту выполнения движений, трудность прекращения движения по сигналу.


При выполнении движений основной контроль принадлежит зрению, и при этом фиксируется не просто «поле деятельности», а прослеживается все движение от начала до конца. Поэтому дети так тщательно, с таким старанием «выводят» буковки, срисовывают рисунки, так трудно им провести строго параллельные линии, трудно на глаз определить величину букв, фигур. Особенно трудно тем детям, у которых по тем или иным причинам была задержка моторного развития. Такие дети требуют особого внимания, им необходима целенаправленная и систематическая тренировка.

 

Сложность статических нагрузок в этом возрасте связана и с тем, что мышцы спины, имеющие основное значение при удержании правильной позы в процессе письма и чтения, развиты слабо. Это еще одна из причин, почему неправильная поза в процессе учебных занятий и тяжелый портфель в одной руке могут привести к нарушению осанки.

 

        В 6—7 лет продолжаются развитие и совершенствование сердечно-сосудистой системы, повышаются ее надежность, резервные возможности, совершенствуется регуляция кровообращения. В то же время этот возрастной период является периодом качественного скачка в совершенствовании регуляции кровообращения, а это значит, что система становится более уязвимой. Поэтому организм более остро реагирует на любые неблагоприятные влияния внешней среды (чрезмерные статические, умственные и эмоциональные нагрузки).


В этом возрасте еще далеки до окончательного завершения процессы развития и преобразования системы органов дыхания, эндокринной и других систем. Организм ребенка растет, развивается, совершенствуется. Одни процессы происходят интенсивнее именно в преддошкольном возрасте, а для других процессов этот период наступит позже. Мы не будем очень подробно разбирать особенности развития всех систем организма, но более детально рассмотрим те из них, от развития которых во многом зависит успешность обучения ребенка в школе.

 

 

 

 

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»