| ||||||
|
| |||||
Как растёт ребёнок
М.М. Безруких, С.П. Ефимова, М.Г. Князева
Вашему ребенку до школы год, два или три? Значит, еще есть время подумать о том, как подготовиться к школе. Но прежде всего попробуем разобраться в том, какой он — ребенок, поступающий в школу, каковы особенности его физического и психического развития, его здоровье. Давайте вспомним, как проходил он ступеньки роста и что в его развитии может стать факторами риска и вызвать некоторые трудности. Уже давно известно, что начало обучения в школе неизбежно влечет за собой резкое изменение всего образа жизни ребенка, его деятельности и предъявляет серьезные требования к физическому и психическому развитию ребенка, а успешность обучения во многом зависит от того, насколько он готов к сложным, новым для него и очень трудным учебным нагрузкам.
Организм ребенка, все его органы и системы развиваются и созревают не одновременно, в разном возрасте, и поэтому в каждом отдельном случае, на каждом этапе возрастного развития существуют свои особенности, которые и определяют все многообразие взаимодействия его организма с окружающей средой. Дети 6—7 лет по принятой в физиологии и психологии возрастной периодизации относятся к так называемому периоду первого детства, охватывающему возраст от 4 до 7 лет. Следующий возрастной период по этой классификации— второе детство (8—12 лет — мальчики, 8—11 лет — девочки). Такая периодизация не во всем соответствует существующему в настоящее время в педагогике делению на дошкольников, младших школьников и т. д., отражающему систему воспитания и обучения. Кроме того, эта классификация нестабильна и может изменяться при изменении системы обучения и воспитания. Проблема возрастной периодизации в физиологии тоже окончательно не решена, да, наверно, не столь уж важно, как будет называться или обозначаться тот или иной период. Важнее знать, чем отличается ребенок в данном возрасте, знать те периоды развития организма, когда происходят наиболее существенные изменения, наиболее существенная перестройка, когда организм наиболее уязвим, когда неблагоприятные условия и воздействия внешней среды будут проявляться наиболее резко.
Физическое развитие ребенка (основные показатели физического развития — рост, вес) — это то, что наглядно, «на глаз» показывает динамику возрастных изменений. В этот период ребенок растет «не по дням, а по часам». На шестом и седьмом году жизни годичные приросты длины тела составляют 8—10 см, а прибавление массы (веса) тела 2,2— 2,5 кг. Различия между интенсивностью годичных прибавок роста и массы тела у мальчиков и девочек в этом возрасте несущественны.
Наряду с изменением пропорций тела в 6—7 лет интенсивно развивается опорно-двигательная система (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура). В этом возрасте каждая из 206 костей скелета значительно изменяется по форме, размерам, внутреннему строению. Нетрудно представить себе, какую нагрузку испытывает несформировавшийся, не завершивший свое строение опорно-двигательный аппарат ребенка при удержании статической позы в течение длительного времени. Становится ясно, почему 6—7-летнему ребенку так трудно долго сидеть в неподвижной позе, понятно, почему долго удерживаемая неправильная поза легко приводит к нарушениям осанки. Не закончены в этом возрасте рост, окостенение и формирование костей грудной клетки. Поэтому важно обратить внимание ребенка на недопустимость неправильной позы, когда он сидит, опираясь грудью на край стола. Очень чувствителен к деформирующим воздействиям разного рода позвоночный столб ребенка, а значит, неправильная посадка может достаточно быстро привести к изменениям, которые могут нарушить его рост, сформировать неправильную осанку. У будущих первоклассников уже хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, правда, в длинных костях рук и ног только начинается окостенение. Дети этого возраста достаточно хорошо овладевают бегом, прыжками, катанием на коньках, ходьбой на лыжах и т. п. Умение и способность ребенка выполнять эти довольно сложные виды движений вовсе не означает, что он так же успешно будет выполнять и тонко координированные движения пальцев, рук.
Несовершенство нервной регуляции движений объясняет недостаточную точность и быстроту выполнения движений, трудность прекращения движения по сигналу.
Сложность статических нагрузок в этом возрасте связана и с тем, что мышцы спины, имеющие основное значение при удержании правильной позы в процессе письма и чтения, развиты слабо. Это еще одна из причин, почему неправильная поза в процессе учебных занятий и тяжелый портфель в одной руке могут привести к нарушению осанки.
В 6—7 лет продолжаются развитие и совершенствование сердечно-сосудистой системы, повышаются ее надежность, резервные возможности, совершенствуется регуляция кровообращения. В то же время этот возрастной период является периодом качественного скачка в совершенствовании регуляции кровообращения, а это значит, что система становится более уязвимой. Поэтому организм более остро реагирует на любые неблагоприятные влияния внешней среды (чрезмерные статические, умственные и эмоциональные нагрузки).
|
||||||
|
| |||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |