Назад к оглавлению
М.М. Безруких, С.П. Ефимова, М.Г. Князева
Часто родители жалуются, что «занятия — сплошное мучение», что дети невнимательны, что очень трудно заставить ребенка работать без отвлечений. В этой главе мы хотим не только посоветовать, как преодолеть эти трудности, но и рассказать о развитии внимания дошкольника для того, чтобы вы поняли, что несовершенство внимания ребенка — естественная возрастная особенность, и не требовали невозможного.
Хотя наша книга посвящена в основном старшим дошкольникам, однако изучение такой важнейшей психической функции, как внимание, показывает, что готовить ребенка к школе надо начинать с... рождения. В этом нет преувеличения. Судите сами.
Врожденное избирательное внимание существует уже у младенцев. С первых часов жизни ребенок предпочитает одни образы другим. Психологи заметили, что младенец, исследуя глазами комнату, направляет взор на различные предметы и части комнаты. При этом он останавливает в некоторых случаях взгляд так, как будто что-то интересное привлекает его внимание. Избирательность внимания младенца проявляется и в том, что он предпочитает лицо или его схематическое изображение любому другому стимулу, а более естественные изображения лица, по сравнению со схемами, дольше приковывают к себе взгляд ребенка. В дальнейшем формировании внимания можно выделить две линии: линию натурального развития и линию культурного развития (Л. С. Выготский). Если первая опирается на созревание мозга ребенка, то вторая всецело зависит от социальной среды, в которой растет ребенок. Культурное развитие внимания начинается при первых контактах ребенка со взрослыми. Таким образом, произвольное внимание дошкольника в течение всей его жизни формировалось окружавшей его семьей.
Исследованиями Н. В. Дубровинской было показано, что организация внимания дошкольников обладает существенными особенностями по сравнению с организацией внимания детей более старших возрастов и взрослых. Для возбуждения состояния внимания у дошкольника наиболее эффективными являются эмоционально окрашенные стимулы. Причем внимание ребенка 3—4-летнего возраста не поддается внешнему управлению. В старшем дошкольном возрасте ситуация меняется. К этому возрасту формируется контролирующая функция внимания. Так, если ребенок выполняет работу по заданному образцу и совершает ошибки, то он способен обнаружить их самостоятельно, отметив разницу между образцом и результатом своей деятельности.
Способность поддерживать внимание к отвлеченным, абстрактным вещам формируется у ребенка только к 9—10 годам. Это должны знать и воспитатели, и родители. Если вы хотите чему-то научить ребенка-дошкольника, создайте ситуацию, в которой цель обучения будет эмоционально значима для него. Простейший вариант — похвала за старание выполнить задание взрослого или (и) удивление, что все сделано так замечательно. В других случаях разумно ввести соревновательность, игровой компонент... Успехи вашего ребенка в значительной мере зависят от вашей фантазии.
Действия, ставшие автоматическими, то есть закрепленные долговременно памятью (см. главу «Что такое память, и как она развивается»), требуют меньшего контроля и внимания. Такие задания легче выполняются в комбинации с другими, требующими внимания. А если оба задания требуют внимания?.. Например, ребенок детсадовского возраста раздевается после прогулки, а вы задаете ему вопрос. Отвечая на него, ребенок перестает раздеваться, так как он еще не в состоянии распределить внимание между этими двумя делами. Помимо способности распределить внимание, ребенок должен научиться концентрировать свое внимание, направлять его на нужный предмет, приобрести подвижность внимания, то есть способность в нужном темпе переключаться с одних объектов на другие.
Помимо контролирующего и распределенного внимания существует еще диффузное внимание к фоновым аспектам ситуации. Другими словами, это внимание к информации, которая не важна сейчас для ребенка, но тем не менее воспринимается и запоминается им. В результате мы имеем случайное обучение в отличие от преднамеренного и целенаправленного. Поясним на примере. Допустим, ребенок рассматривает картинку из книжки, на которой изображена девочка, кормящая цыплят. Попросите его посчитать, сколько цыплят на картинке. Закройте книжку и спросите, какие еще птицы и животные были на ней изображены.
С возрастом ребенок обретает большую способность не замечать подробности фона. Одновременно улучшается направленное и распределенное внимание. В результате у дошкольников с возрастом способности к избирательному, целенаправленному обучению повышаются, а к случайному — падают. Снижается по мере взросления и отвлекаемость ребенка.
Значительную роль в развитии внимания ребенка играют язык и моторика (двигательная активность). Для малыша слово не имеет того абстрактного значения, как для взрослого. Первоначально слово является указателем, конкретным и эмоциональным. И этот указатель направляет естественное диффузное внимание ребенка к окружающему миру, делает его более сфокусированным. В дальнейшем, когда язык начинает выполнять роль источника информации, развивается культурная линия внимания. Язык играет направляющую роль в развитии интереса, а интерес — причина внимания (см. также «Зачем дошкольнику улыбка...»). Животное учится оставаться неподвижным, чтобы поймать добычу или чтобы самому не стать добычей. Ребенок учится сидеть тихо, как мышь, и слушать голос мамы, читающей волшебную сказку. Причем дети не только внимательно слушают сказку, но и внимательно наблюдают за позой рассказчицы. Они неподвижны, если замирает герой истории, или двигаются в такт речи. Так ребенок учится контролировать свою неугомонную двигательную активность.
Как проверить, соответствует ли произвольное внимание дошкольника возрастной норме? Предлагаем вам простой способ. Подготовьте специальный бланк. Для этого нарисуйте на листе бумаги фигурки, как это показано на нашем рисунке. В каждой строчке должно помещаться 20 фигурок, следующих друг за другом по порядку. На вашем бланке должно быть не менее 6—8 строк. Первые 4 фигурки вы заполняете сами, как показано на рисунке.
Положите перед ребенком подготовленный бланк и скажите: «Смотри, в квадратике стоит кружок, в треугольнике — вот такая черточка (вертикальная), в кружке — нет ничего, а в этом треугольничке — вот такая черточка (горизонтальная) . А теперь заполни остальные фигурки точно так». В момент начала работы вы замечаете положение секундной стрелки. Через 1 минуту отмечаете на бланке черточкой место, в котором работает ребенок. То же самое делаете в конце 2-й и 3-й минуты работы дошкольника. Ребенок должен заполнить за 3 минуты от 50 до 80 фигурок. Если все в норме, ошибки бывают редко, приблизительно одна за 1 минуту работы.
Существует много игр, развивающих произвольное внимание ребенка. Среди них любимая многими детьми, не требующая никакого оборудования игра «Да» — «нет» не говорите, черного — белого не называйте», а также подвижные игры, включающие чередование движения и неподвижности. Причем неподвижность предваряется сигналом типа «Внимание!». Эти игры просты, но очень эффективны.