| ||||||
|
| |||||
Зачем дошкольнику улыбка, или ещё раз об эмоциональном развитии
М.М. Безруких, С.П. Ефимова, М.Г. Князева
Поговорим об улыбке. Почему? Какое отношение имеет она к школьным трудностям и успехам? Оказывается, непосредственное. Жан Пиаже, посвятивший жизнь изучению развития интеллекта ребенка (см. главу «Братья ли мы по разуму?»), считал, что интеллект и эмоции неразрывно связаны. Действительно, чувства — регулятор внутренней энергии человека. Во всяком поведении, в том числе и в обучении, заложена «энергетика». Другими словами, познавательный и эмоциональный аспекты поведения неразрывно связаны. Как говорит Ж. Пиаже, «даже в области чистой математики невозможно рассуждать, не испытывая никаких чувств».
1 год 8 мес.— 1 год 10 мес.
Словарь доходит до 300 слов. Имена существительные составляют приблизительно 63 %, глаголы — 23 %, другие части речи—14%. Союзов нет.
1 год 6 мес.— 2 года
Это лишь сжатый перечень этапов, за которым скрывается большая работа как самого ребенка, так и окружающих его взрослых людей.
Дети очень точно воспроизводят не только структуру фраз, которые они слышат вокруг, но и особенности артикуляции, грамматические обороты речи. В этот период очень важно давать ребенку правильные образцы для подражания. Если малыш слышит речь неверную по артикуляции, грамматически неправильную, то он усвоит ее в таком же виде и у него будет речь с такими же дефектами. К сожалению, довольно часто дети, которым скоро в школу, «сюсюкают», картавят, неправильно произносят слова. Иногда причиной этого является «сюсюкание» взрослых, считающих, что с малышами надо разговаривать на «птичьем» языке, иногда — влияние среды, в которой живет ребенок. Даже недолгое пребывание в неблагоприятной языковой среде приводит к тому, что ребенок начинает неправильно произносить слова (велисапед, ко-лидор, небель и т. д.). В таких случаях необходимо поправлять ребенка, стараться давать ему образцы правильной речи и вызывать его на повторение. При этом не нужно смеяться над ребенком или упрекать его в том, что он говорит неправильно; надо спокойно поправить его и постараться добиться повторения (хорошо, если многократно), лучше — в ситуации игры. Очень важно, чтобы к началу обучения в школе ребенок правильно произносил все звуки, правильно строил предложение, умел «с выражением» прочитать стихотворение, рассказать сказку, описать картинку или серию картинок, связать начало, продолжение и конец рассказа или сказки. Здесь, конечно, важна практика.
Если ребенок не говорит в 2—2,5 года, если в 3—4 года говорит очень невнятно, не произносит или неправильно произносит многие звуки, не думайте, что все пройдет само собой. Почему-то многие родители считают, что в 4—5 лет исправлять речь ребенка рано, так как он «еще маленький». Вот пойдет в школу, тогда... А вот тогда может быть уже поздно. Чем скорее вы обратитесь за помощью к специалисту (логопеду), тем больше шансов на хороший результат. Дети 5—6 лет очень любят слушать речь взрослых, но взрослые часто не учитывают, что порог слышимости и острота слуха достигнут своих наибольших величин лишь в подростковом возрасте, а в 5— 6 лет тоны и звуки ребенок воспринимает хуже, чем слова. Поэтому взрослые не только должны следить за своей речью (не «глотать» окончания, четко произносить все звуки, быть точными в эмоциональной окраске речи), но и следить за тем, чтобы темп речи был доступен и понятен. Слишком быстро сказанное, особенно новое слово, недоступно ребенку.
|
||||||
|
| |||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |