Персональный сайт

учителя - логопеда

Агопян Эммы Сантриковны

 

Зачем дошкольнику улыбка, или ещё раз об эмоциональном развитии

Назад к оглавлению  


 


 

 

  М.М. Безруких, С.П. Ефимова, М.Г. Князева

 

          Поговорим об улыбке. Почему? Какое отношение имеет она к школьным трудностям и успехам? Оказывается, непосредственное. Жан Пиаже, посвятивший жизнь изучению развития интеллекта ребенка (см. главу «Братья ли мы по разуму?»), считал, что интеллект и эмоции неразрывно связаны.

         Действительно, чувства — регулятор внутренней энергии человека. Во всяком поведении, в том числе и в обучении, заложена «энергетика». Другими словами, познавательный и эмоциональный аспекты поведения неразрывно связаны. Как говорит Ж. Пиаже, «даже в области чистой математики невозможно рассуждать, не испытывая никаких чувств».


         Первая улыбка появляется у младенца в возрасте нескольких недель. Реакция улыбки является врожденной. Движения лица новорожденного, напоминающие улыбку, можно наблюдать уже через два часа после рождения. Они рефлекторны, возникают даже во время сна. К пятой неделе улыбку вызывают лица людей. Примерно в два с половиной месяца появляется социальная улыбка, то есть улыбка, обращенная к другому человеческому лицу. С того момента ребенок требует социальных контактов. Развитие форм поведения, связанных с улыбкой, универсально и отражает процесс созревания нервной системы. Даже у детей, рожденных слепыми, наблюдается та же последовательность событий.

 

1 год 8 мес.— 1 год 10 мес.


Появляются формы множественного числа.


1 год 10 мес.— 2 года

 

Словарь доходит до 300 слов. Имена существительные составляют приблизительно 63 %, глаголы — 23 %, другие части речи—14%. Союзов нет.

 

1 год 6 мес.— 2 года


Первый период вопросов «что это?».


Третий год


Появляются те грамматические формы, которые помогают ребенку ориентироваться в отношении к предметам и пространству (падежи), во времени (глагольные времена). Однако полное овладение падежными формами происходит значительно позже, появляются многословные фразы, придаточные предложения; к концу года — соединительные союзы и местоимения.


4—5 лет


Появляются придаточные предложения, длинные фразы, монологи. Наступает заключительная фаза в развитии языка, второй период вопросов «Почему?»

 

Это лишь сжатый перечень этапов, за которым скрывается большая работа как самого ребенка, так и окружающих его взрослых людей.


Перед школой ребенок может уже осознанно анализировать речь, если его этому научить: может проводить звуковой анализ, очень любит играть «в слова», «ловить» звуки, подбирать слова-ассоциации, рифмовать, придумывать новые слова. Пяти-шестилетний ребенок может пересказать прочитанную сказку, рассказ, в состоянии вести диалог, может составить простой рассказ по картинкам, уловить и объяснить смысл прочитанного. Однако следует заметить, что большое значение для развития речи имеет среда, в которой он растет, требования окружающих к его речи и целенаправленная работа взрослых.

Дети очень точно воспроизводят не только структуру фраз, которые они слышат вокруг, но и особенности артикуляции, грамматические обороты речи. В этот период очень важно давать ребенку правильные образцы для подражания. Если малыш слышит речь неверную по артикуляции, грамматически неправильную, то он усвоит ее в таком же виде и у него будет речь с такими же дефектами.

К сожалению, довольно часто дети, которым скоро в школу, «сюсюкают», картавят, неправильно произносят слова. Иногда причиной этого является «сюсюкание» взрослых, считающих, что с малышами надо разговаривать на «птичьем» языке, иногда — влияние среды, в которой живет ребенок. Даже недолгое пребывание в неблагоприятной языковой среде приводит к тому, что ребенок начинает неправильно произносить слова (велисапед, ко-лидор, небель и т. д.). В таких случаях необходимо поправлять ребенка, стараться давать ему образцы правильной речи и вызывать его на повторение.

При этом не нужно смеяться над ребенком или упрекать его в том, что он говорит неправильно; надо спокойно поправить его и постараться добиться повторения (хорошо, если многократно), лучше — в ситуации игры.

Очень важно, чтобы к началу обучения в школе ребенок правильно произносил все звуки, правильно строил предложение, умел «с выражением» прочитать стихотворение, рассказать сказку, описать картинку или серию картинок, связать начало, продолжение и конец рассказа или сказки. Здесь, конечно, важна практика.


Развитие речи тесно связано с движением пальцев рук, эти движения стимулируют развитие речи. Значит, пальцы «помогают» говорить. Поэтому нужна тренировка. Лучше всего — лепить из пластилина, складывать пирамидки, нанизывать кольца на палочки, продевать шнурок через дырочки, нанизывать пуговицы, бусинки, играть в конструктор, складывать мозаику, рисовать и т. п. Особенно важно это для детей, у которых задержано развитие речевых функций.
Что же должно вызывать беспокойство родителей? На что следует обратить особое внимание?

Если ребенок не говорит в 2—2,5 года, если в 3—4 года говорит очень невнятно, не произносит или неправильно произносит многие звуки, не думайте, что все пройдет само собой. Почему-то многие родители считают, что в 4—5 лет исправлять речь ребенка рано, так как он «еще маленький». Вот пойдет в школу, тогда... А вот тогда может быть уже поздно. Чем скорее вы обратитесь за помощью к специалисту (логопеду), тем больше шансов на хороший результат.

Дети 5—6 лет очень любят слушать речь взрослых, но взрослые часто не учитывают, что порог слышимости и острота слуха достигнут своих наибольших величин лишь в подростковом возрасте, а в 5— 6 лет тоны и звуки ребенок воспринимает хуже, чем слова. Поэтому взрослые не только должны следить за своей речью (не «глотать» окончания, четко произносить все звуки, быть точными в эмоциональной окраске речи), но и следить за тем, чтобы темп речи был доступен и понятен. Слишком быстро сказанное, особенно новое слово, недоступно ребенку.

 

 

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»